5 июня 2017

Автор

Евгений НИКУЛИН,

начальник управления обеспечения целевой подготовки, профессор

Выпуск 4 (22608) май 2017, За инженерные кадры,

Готовим кадры для предприятий ОПК

В декабре 2016 года исполнилось 10 лет, как была запущена Программа подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Основной задачей Программы на начальном этапе (до 2013 г.) было восполнение кадрового дефицита предприятий ОПК, потерявших за годы перестройки более половины своих сотрудников, а в дальнейшем в плановом порядке обеспечивать оборонную промышленность молодым пополнением.

Евгений НИКУЛИН, начальник управления обеспечения целевой подготовки, профессор

Схема взаимодействия с заказчиком в цепочке школа-вуз-предприятие была, на первый взгляд, предельно простой. Предприятие выдавало абитуриенту направление для поступления в вуз в соответствии с выделенными министерством образования по его заявке квотами. После поступления студент в течение года-двух заключал с предприятием договор о целевом обучении, в котором прописывались взаимные обязательства сторон. Для студента в этом договоре главным было добросовестное отношение к учебе и заключение трудового контракта с предприятием на срок не менее трёх лет после успешного окончания университета, который обучал целевого студента по стандартным учебным программам и направлял его для прохождение практик, а затем и на работу на это предприятие.

Но чтобы эта простейшая схема заработала четко, нам потребовалось около четырех лет. Пришлось преодолевать у абитуриентов и их родителей психологический страх перед необходимостью заключать договор с предприятием, который обязывал после окончания вуза отрабатывать не менее трёх лет, страх, связанный с ограничением по выезду за рубеж, и прочие неосознанные страхи типа «А что будет, если меня отчислят». Большая разъяснительная работа проводилась с абитуриентами на днях открытых дверей. В то время мы начали вводить в практику индивидуальные собеседования со школьниками и, главное, их родителями, которые первыми поняли все плюсы гарантированного трудоустройства по специальности и другие преимущества целевого обучения.

Подводя итог первому этапу программы подготовки кадров для предприятий ОПК (2007-2013), можно констатировать следующее:

  • острый кадровый дефицит на предприятиях был преодолен
  • появилась альтернатива прежней (советской) системе распределения выпускников вузов. Новая, более гибкая система предусматривает участие предприятий в учебном процессе и готова к расширению и конкретизации этого участия для более качественной подготовки выпускников вузов с наперед заданными компетенциями под заказчика

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон об образовании в Российской Федерации (273-ФЗ), а в ноябре того же года было принято постановление Правительства №1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении».

Эти два документа сняли большинство принципиальных вопросов по целевой подготовке специалистов и подтолкнули к её дальнейшему развитию, что выразилось в организации ежегодных, начиная с лета 2014 г. конкурсов «Новые кадры ОПК». В рамках этих конкурсов, финансируемых МОН, вузы страны должны не только готовить целевых выпускников для конкретных предприятий оборонной отрасли по стандартным программам, но и наделять их конкретными дополнительными компетенциями, согласованными с предприятиями заказчика.

На втором этапе программы пришлось в корне сменить приоритеты в профориентационной деятельности вуза. Теперь на этот проект мы набираем лучших абитуриентов. Конкурс реальный, не менее 1,5 человека на место. Дни открытых дверей теперь организуются ежемесячно в течение учебного года в большом формате, предусматривающие знакомство с университетом, факультетами и его кафедрами, продукцией, которую выпускникам предстоит в дальнейшем разрабатывать и производить. На этих встречах дается информация о возможности более подробно познакомиться с государственной программой подготовки кадров для предприятий ОПК через индивидуальные собеседования.

Собеседования мы проводим пять раз в неделю в вечерние часы, наиболее удобные родителям и школьникам, в течение всего учебного года, и за это время успеваем охватить несколько сотен абитуриентов. Целью собеседований является более подробное ознакомление абитуриентов с системой подготовки кадров для предприятий ОПК, предварительный выбор направления/специальности подготовки и предприятия-заказчика целевого обучения. При такой форме общения и абитуриенты, и их родители имеют возможность получить ответы на все возникающие в связи с целевой подготовкой вопросы и сделать осознанный выбор.

За последние годы, благодаря слаженной работе вуза с большинством предприятий заказчика на этапе работы приемной компании средний балл по трем предметам ЕГЭ для поступающих в Военмех вырос с 145 до 203 и перекрыл нормативные показатели Министерства образования и науки. Средний балл на целевые места в Военмехе последние два года выше этого показателя для свободного конкурса.

На основании анализа полученного опыта можно предположить, что в перспективе после завершения программы «Новые кадры ОПК» будут изменены некоторые условия для поступающих по целевому набору, поскольку основным преимуществом его является более глобальный критерий — гарантированное трудоустройство по специальности, признаваемый всеми заинтересованными сторонами. Это, безусловно, приведет к расширению возможности выбора предприятий — заказчиков целевого набора, что очень важно, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ 1076 от 27.11.2013 сегодня воспользоваться такой формой поступления можно только применительно к предприятиям, в уставном капитале которых имеется доля Российской Федерации. Также можно предположить, что финансирование целевого набора в этом случае полностью или частично ляжет на плечи самих предприятий.

Теперь рассмотрим подробнее ситуацию в звене вуз-предприятие.

В соответствии с последними реформами высшей школы в стране принята трехуровневая система образования: 1-й уровень — бакалавриат, 2-й уровень — магистратура и 3-й уровень — аспирантура. Каждому уровню соответствуют свои требования и компетенции, свои целевые установки по возрастающей шкале. И если с организацией подготовки бакалавров и специалистов особых проблем не возникает, то при подготовке магистров и особенно аспирантов вопросов существенно больше, чем ответов.

Что касается подготовки магистров, то логично оставлять в вузе на вторую ступень закончивших бакалавриат студентов в том случае, если они проявили склонность к самостоятельной научной и исследовательской работе. Зарубежный опыт подсказывает, что бакалавр должен поработать пару лет на производстве, и если у него возникнет задача под магистерскую диссертацию, то он поступает в магистратуру по направлению предприятия с целью детально изучить эту задачу под руководством грамотного руководителя, написать и защитить магистерскую диссертацию. От этого реально зависит его дальнейший карьерный рост. У нас пока здесь неразбериха. Бакалавры, еще не начав работать, рвутся в магистратуру с очень невнятной мотивацией. Кто-то для того, чтобы успеть закончить военную кафедру и получить офицерское звание, кто-то под впечатлением услышанного, что бакалавр — это неполноценный инженер и т.д. На предприятиях, похоже, тоже нет понимания, чем магистр отличается от специалиста, но на всякий случай его направляют в магистратуру доучиваться (он же не специалист). А ведь у магистров и специалистов по смыслу совершенно разные программы подготовки. На ряде предприятий нет грамотных руководителей-наставников, чтобы сформулировать магистранту задачу по актуальной тематике (хотя, возможно, просто нет желания или стимула).

С аспирантурой еще сложнее. В детализированном плане подготовки кадров для предприятий ОПК на 2017 год заявлено всего 1 место в аспирантуру. КЦП для аспирантуры — около 10-15 человек в год на весь вуз уже целый ряд лет. Для сравнения, в доперестроечные времена в университете принимали 40-50 аспирантов в год. Объективная потребность в кадрах высшей научной квалификации при этом не уменьшилась. Во все времена аспиранты были самой эффективной движущей силой в науке, в прорывных критических направлениях, требующих для решения большого напряжения сил. Но сегодня практически никто не берется их готовить. Слишком много проблем. Требования к диссертациям со стороны ВАК постоянно растут. Работать надо на самом передовом научном фронте. Для этого руководителю нужно быть в хорошей форме, участвовать в НИР, конференциях, постоянно писать статьи. Кроме того, специфика вуза не позволяет работать по специальной тематике в инициативном порядке, а только в рамках проводимых предприятием или вузом научно-исследовательских работ. А их уже много лет почти нет! И дело даже не в деньгах, а в самом наличии НИР. Раньше нас спасали госбюджетные НИР. Они были на всех кафедрах. Это были символические деньги, порядка 5000 руб./год на кафедру (10 лет назад). И тем не менее, каждый преподаватель должен был участвовать в них. Иначе какой он преподаватель высшей школы, если не занимается научной деятельностью. Участие в НИР дает юридическое основание для руководства аспирантами. И это самое главное. Сейчас почти исчезли и г/б НИР тоже. Нас упрекают за малое количество защит, ругают профессоров, аспирантуру, проректора по научной работе, ректора. И ничего не меняется в лучшую сторону. И не изменится до тех пор, пока под аспирантов не начнут выделять отдельные средства на проведение НИР. Именно реальное участие аспирантов в НИР со всей полнотой ответственности за сроки и качество работ воспитывает их как ученых и дает материал для написания диссертаций, результаты которых ждет промышленность.

В связи с этим первое, что напрашивается, – вернуть г/б НИР на кафедры и обязать всех преподавателей в них участвовать, чтобы соответствовать статусу преподавателя высшей школы. Еще раз подчеркну, что дело не в объёме НИР, а в её наличии!

В решении вопроса, где взять деньги на научно-исследовательские работы, не сказали еще своего слова базовые кафедры ведущих предприятий оборонной отрасли. Через них можно осуществлять взаимодействие промышленных предприятий, научных и проектных организаций с одной стороны, и учреждений образования различных уровней, с другой стороны, что приводит к форме интеграции в виде регионального промышленно-экономического кластера.

В рамках кластера проще решаются задачи унификации и разделения труда в интересах всех партнеров. В частности, могут быть разработаны единая политика и программа подготовки и повышения квалификации кадров, включая подготовку кадров высшей научной квалификации, единая политика и программа проведения НИОКР в интересах участников кластера, единое инфраструктурное обеспечение научной и образовательной деятельности. Этому, по всей видимости, и обязывают нас инфраструктурные проекты в рамках грантов «Новые кадры ОПК».

Самое интересное, что такой кластер на базе СЗРЦ «Алмаз-Антей» уже создан, еще в ноябре 2012 года. В него вошли 5 предприятий (все на территории Обуховского завода) и ряд вузов: Политех, Военмех, ЛЭТИ, Техноложка. И инфраструктурный проект мы в прошлом году выиграли с АО «КБСМ». Но до науки (а на науку предусмотрено 18 млн) дело так и не дошло. Возможно, причина в большом количестве собственных проблем в СЗРЦ, связанных с перемещением под одну «крышу» — на территорию Обуховского завода. Во всяком случае, в нашем вузе науки в рамках кластера пока нет. А надо-то всего — добиться, чтобы в смете под ТЗ на проводимые предприятием разработки появилась строка для смежников, среди которых вузы, готовящие кадры для этого предприятия.

Можно рассматривать промежуточный (облегченный) вариант, с акцентом на собственные силы: инновационный научно-образовательный кластер* (ИНОК) как способ организации инновационной деятельности в вузе. Для его создания учебному заведению необходимо решить ряд следующих основных задач:

  • активизировать проектную деятельность студентов, аспирантов, преподавателей, с целью создания инновационных проектов совместно с бизнес-структурами, предприятиями и организациями региона
  • в рамках системы ДПО предусмотреть реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области инновационного менеджмента
  • создать структуру, занимающуюся маркетингом социально значимых инновационных образовательных продуктов и услуг
  • способствовать обеспечению экономических условий производства инноваций и их продвижения на региональном рынке
  • содействовать процессу создания и развития малых предприятий в своей структуре

Если почитать внимательно эти рекомендации, взятые из интернета, то, верные по сути, они все же напоминают инструкцию канатоходцу: «Натяни покрепче веревку и иди по ней, сохраняя равновесие». И тем не менее, кое-что из этих рекомендаций у нас уже реализовано. И мы учимся держать равновесие. Целый ряд инициативных проектов профориентационной деятельности был опробован, укрепился в самостоятельные направления и ведется сегодня через так называемые малые предприятия в рамках сетевого взаимодействия с Военмехом (15 статья 273-ФЗ это теперь позволяет). Это подготовительные курсы для поступления в университет, это двухгодичный Малый факультет для будущих абитуриентов с кружками по интересам, это Летняя школа для своих и иногородних, которая с каждым годом пользуется все большим спросом, это дистанционные курсы по профильным предметам, это ежегодная конференция для школьников «Военмех открывает таланты». Вот за таких ребят, прошедших Малый факультет, конференцию и кружки, в первую очередь стоит побороться. И пусть их не так уж много поступает в Военмех (порядка 20 человек в год), но именно они в дальнейшем будут успешными в науке, осознанно пойдут в магистратуру и аспирантуру.

Есть еще задумки, касающиеся финансовой поддержки инновационных научных направлений в виде инициативных грантов. Но гораздо эффективнее будет проводить их реализацию в кластерном пространстве, совмещая с участием в проектах солидных организаций, открывших базовые кафедры в Военмехе, как уже упоминалось выше. На этом, на наш взгляд, и надо сосредоточить усилия в ближайшее время.

*Инновационно-образовательный промышленно-экономический кластер – это консорциум или ассоциативное объединение образовательных учреждений, предприятий промышленности, проектных и научных организаций, имеющих совпадающие долгосрочные цели совместной деятельности в области профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, разработки и внедрения новых технологий и видов инновационной конкурентоспособной продукции, создания совместной научно-образовательной инфраструктуры, поддерживающей полный инновационный цикл разработки и выпуска продукции, технологического и кадрового обеспечения производства.