5 июня 2017

автор

Выпуск 4 (22608) май 2017, За инженерные кадры,

Близкая и далекая Рига

Долго собиралась посетить этот город. И вот в ночь на пятницу отправилась на автобусе в одиночку в Ригу. Некоторые в университете говорят, когда же я работаю, все время путешествую. А для меня это заряд для работы.

До Пскова дорога ухабистая, но нас это давно не удивляет, два часа проходим границу и ровно в 8 утра по расписанию мы в центре Риги на автостанции. Я заказала себе женский четырехместный номер в двухзвёздочном отеле с двухэтажными кроватями (только попросила место внизу в связи с моим преклонным, хотя и не хочется признавать, возрастом).

Мое пожелание было выполнено, а так как время – не сезон, я все три ночи была в номере одна. Гостиница две звезды «WESTA» находилась, можно сказать, прямо на центральном рынке, и утром, выходя на крыльцо гостиницы, я попадала прямо в великолепный сад, это были ряды с цветами. Кстати, они в Риге гораздо дешевле, чем у нас (фото 1).

Первый день я посвятила старому городу. От предыдущих посещений мало что вспоминалось, и этот яркий солнечный, но холодный день показал Ригу с самой замечательной стороны. Собор св. Петра, дом Черноголовых, «Три брата» (фото 2, 3, 4), Домский собор. Правда, там мне напомнили, что никаких ветеранов и блокадников они не признают, и льгот нет. Но я зашла в молельню и там прекрасно прослушала органный концерт (фото 5). Когда-то и Пётр бывал в этих местах (фото 6).

Дальше вышла на широкую Даугаву, замок (фото 7), где сидит начальство. Конечно, поражает чистота и ухоженность, но если заглянуть в некоторые дворы, то они выглядят как наши колодцы. Улицы многие, естественно, переименованы. В Риге даже есть музей оккупации, а на 25 марта были назначены мероприятия, посвящённые памяти жертв коммунистического геноцида. Но идем дальше. Обелиск Свободы с почетным караулом (фото 8), в советские времена наши курсанты, приезжающие в Латвию на практику, называли статую, держащую венок с тремя звёздами, – жена полковника. Прямо за обелиском, слева, наш православный собор с золотыми куполами (фото 9). Заглянула в «любимый» Макдональдс, погреться, попить кофейку и потихоньку обратно, сказывалась почти бессонная ночь. Конечно, нельзя пройти мимо оперного театра, построенного в классическом стиле, и стоящей рядом скульптуры (фото 10). Я поехала в Ригу совсем не подготовленной для экскурсий, не буду переписывать сведения из Интернета. Нашла и улочку, и дом, где останавливались в 1969 г., помогал нам тогда Пуго. Столько лет, а все на месте, также там находится гостиничка, только теперь — частная. А напротив железнодорожный вокзал (фото 11), вокруг выросло много торговых центров. И опять к себе на рынок – он уже закрывался, клубника 2 евро, это был мой обед.

День второй.

На субботу в Риге были намечены мероприятия по поводу коммунистического геноцида, а я решила уехать от греха подальше в Юрмалу. Погода была премерзкая. Сначала я доехала до Кемери. Там я была в 80-х годах, когда после тяжелой операции дали от института путевку в санаторий. И что: тот санаторий, где даже лечилась вместе со мной Алла Борисовна Пугачева, сейчас сносят, да и старинный корпус тоже на реставрации (фото 12). И вообще в поселке тишина, и людей почти не видать. Вернулась в Дзинтари. Опять облом. На месте дома творчества художников, где когда-то отдыхали, – котлован и намечено построить наш православный храм (фото 13). Остался от тех времен глобус – символ Юрмалы (фото 14).

Зашла опять в кафе. На стенах прекрасные картины (фото 15). Подарил местный художник, приятно. А море то же, и пляж широкий и прекрасный, даже в такой неуютный день (фото 16). Из многочисленных ранее работавших санаториев и домов отдыха попался только санаторий «Белорусия».

По возвращении в Ригу купила подарки: конфеты фабрики Лайма, рижский бальзам и сыр пикантный.

Уговорил мужик купить кусочек сала. А рижский рынок сам по себе достопримечательность и полное изобилие (фото 17).

День третий.

Еще одно дело было у меня в Риге: найти мою деревенскую подружку. После войны ее отец был моряком, видимо, занимал какой-то высокий пост, и жили они в зеленой зоне Риги в отдельном коттедже. Переписывались, встречались, но в 90-е годы потерялись. Новый адрес у меня был. Села на трамвай, и пока ехала в район Межапарка, одна пожилая женщина рассказала про свою жизнь. Жили до войны в Питере, она даже помнит адрес, отец был финн, выселили, помотались по стране, теперь доживает в съемной квартире одна.

Доехав на трамвае в Межапарк, где находится зоопарк, нашла нужный мне дом. Но, увы, все перестроено, жильцы поменялись, и никто не смог мне помочь узнать, куда переехала моя подруга. Вернулась в центр города, посетила православный собор, наше посольство, но было воскресенье, посла не застала, хотя с ним оказались общие знакомые. А рядом прекрасные улочки, застроенные домами в стиле югенд (фото 18, 19). У нас в Питере есть что-то похожее, но не так скомпоновано и не так богато украшено. Рекомендую «полюбоваться» на Венеру, стоит у входа в музей Латвии (фото 20). Зашла погреться в прекрасное кафе «Sienna» на ул. Strёlnieku 3 (все названия по-латыни), советую посетить, хотя за чашку кофе заплатила 5.25 евро, и вернулась к главному рынку в гостиницу.

День четвертый
и последний.

Утром отправилась обратно через Таллин и Нарву. Всё было хорошо, кроме того, что на подъезде к границе России параллельно с нами в том же направлении двигалась колонна грузовиков с натовскими солдатами…